Бизнес по-армянски - просто и эффективно

По воле случая, познакомившись с армянскими бизнесменами, работающих в разных сферам бизнеса я обратил внимание на их технологию управления, да и отношение к бизнесу в целом. Оказывается технология управления у них коренным образом отличается от того, что я наблюдал на предприятиях со "славянским руководством". Именно об этом я решил написать блог-пост "Бизнес по-армянски - просто и эффективно."

Работая на разных работах, включая и занятие собственным предпринимательством, мне приходилось по долгу службы общаться с совершенно разными предприимчивыми армянами занимающихся такими сферами деятельности как: производство дешёвой офисной мебели, изготовление дешёвых косметических средств, производство мебели для ванной комнаты (причём дорогой и качественной), выпечка хлебобулочных изделий, изготовление металлоизделий - не говоря уже про торговлю и содержание кафе.
И, несмотря на многообразие коммерческих сфер, я просто не мог не обратить внимание на ряд закономерностей и общих черт, которые присущи армянским бизнесменам и которые не присущи управленцам и собственникам славянской внешности. Вот основные из них:

Работай на равных вместе с теми, кому доверяешь!

Практически во всех армянских фирмах вокруг хозяина сформирована доверенная команда, являющаяся верхушкой организации. Все члены этой команды равноценно работают вместе с "самым главным командиром". В такой команде иногда допускается только лишь номинальное разделение по должностям, но обычно, такие понятия как начальство и подчинение, отсутствуют напрочь. А распоряжения раздаются в виде просьб. Все участники такой команды, в бизнесе по армянски, подчиняются результату работы и сами осознают необходимость её выполнения. По этническому составу, такие команды состоят обычно из армян, но я наблюдал и полноправное участие в них русских (правда не часто).
Кстати сказать, такой стиль управления называется партнёрским, но в российской действительности он очень редок и неустойчив.

Не в рабочих обязанностях удовольствие, а в денежном результате!

Продолжая говорить о доверенной руководящей команде в "бизнесе по армянски", среди её участников нет чёткого разделения на функциональные обязанности, типа "я отвечаю только за продажи" или "я отвечаю только лишь за маркетинговую поддержку" и т.д. Конечно, разделение на обязанности в определённой степени присутствует, но только лишь в силу того что каждый в большей степени делает то, что у него лучше получается. И при необходимости такие люди могут выйти из комфортного офиса и с одинаковым успехом съездить на важную встречу или встать за станок, совершенно не гнушаясь работы.
А теперь представьте амбициозного и расфуфыренного коммерческого директора за станком.

Меньше бумаг, рассуждений и совещаний, а больше дел!

Для принятия решений и внедрения новых проектов совершенно не используются внутренние административные документы - всевозможные приказы, листы согласований и регламенты. Принятие важного решения и его обсуждение проводится в непринуждённом общении. И взаимной устной договорённости между участниками предприятия бывает вполне достаточно. Приказы и распоряжения заменяются записями в блокнот в качестве "напоминалки".

Лично я считаю, что в малом бизнесе так и должно быть, но в среднем и крупном без административной документации обойтись трудновато. Хотя перебор со внутренними бумагами в классических российских компаниях продиктован не необходимостью, а "традициями с советских времён" и личными амбициями всевозможных руководителей и ответственных лиц, "Ибо каждый начальник хочет чтобы его подпись не была последней".
И если разговор идёт про бизнес по-армянски, то, по моим наблюдениям, у их знакомых мне представителей была максимально упрощена не только внутренняя административная документация, но и внешняя, в том числе и налоговая, так как самые ценные деньги - это наличность.

Чем проще и быстрее тем лучше!

Этот пункт по сути является продолжение предыдущего. Если нужно сделать результативный шаг, то зачем тратить время на разбег.

  • Надо оперативно принять решение на подкуп снабженца в компании клиента - РЕШЕНИЕПРИНЯТО НА МЕСТЕ!
  • Надо оперативно принять решение о расплате наличными прямо на месте с выгодным поставщиком - РЕШЕНИЕПРИНЯТО НА МЕСТЕ!
  • Надо принять решение по перефасовке товара в нестандартную упаковку под потребности придирчивого и трудного клиента - РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО НА МЕСТЕ!

И так далее!
В традиционных компаниях дело обстоит совершенно не так: Сначала нужно служебную необходимость изложить на бумаге в виде проекта -> далее утвердить по очереди у всех должностных лиц компании -> после чего отдать на анализ экономисту, в случае его поправок переделать -> опять утвердить у всех должностных лиц -> дать на рассмотрение генеральному -> в случае его неполного согласия повторить весь цикл заново. А далее ещё перед всеми отчитаться в виде подробных многостраничных отчётов.

Бизнес - это инстинкт, а не точная наука!

Такое управленческое отношение сводит экономику предприятия к элементарной арифметике, а понятие бизнес-процессов к элементарной неоспоримой логике. При наличии в людях врождённой предпринимательской жилки, такой подход превосходно себя оправдывает.

Один раз отмерь - один раз отрежь! И зачем усложнять? В описываемом случае, такой подход является весьма экономичным и эффективным, так как повышает оперативность работы компании и исключает из процесса людей любящих не результат от работы, а ничто иное, как сам рабочий процесс и бесконечное обсуждение текущих вопросов.

Работа - это средство для заработка, а не получения удовольствия от труда!

И если уж говорить про армянский подход к бизнесу и к работе, то это в первую очередь заработок денег. Где для достижения результата хорош любой труд.
Недостатком русского руководящего персонала (да и обычных служащих клерков) в том, что уж слишком много у нас людей, ставящие денежный доход от результата работы отнюдь не на первое место. А во главе приоритетов у них стоит рабочий процесс и самоутверждение на работе за счёт коллег.

И наконец, резюмирование.

Подводя итог сего поста про бизнес по-армянски, Вы можете подумать, что таким образом я описал утопическое предприятие, которого в природе не существует, но это не совсем так.

В приведённой модели видения бизнеса явно описывается пример руководителя - ПАРТНЁР, где всё протекает с минимумом внутренней административной документации и главным руководящим фактором для сотрудников является истинная замотивированность в конечном результате (причём большей частью в денежном результате) и высокий уровень самоответственности и самоорганизации. Как я уже упомянул выше, описанная модель бизнеса превосходно работает в формате малого бизнеса, но с большим трудом в бизнесе большего формата.
Также следует заметить что русский менталитет исключает широкого распространения данной модели бизнеса в силу следующих факторов:

- психология мышления среднестатистического офисного клерка (да и не только клерка) сводится к: "лишь бы побольше и постабильнее платили, и работа была бы как можно халявнее". И лишь только жёсткий управленческий контроль заставляет подобных клерков работать на результат.

- как минимум 35% наёмных линейных руководителей главной рабочей целью ставят самоутверждение на работе;

- Эпоха советского времени сформировала русский менталитет в отношении к работе таким образом, что работник на первое место ставит рабочий процесс, искусственно растянутый во времени и искусственно усложнённый лишними телодвижениями. И только потом следует результат. И мало кто оценивает, на сколько сложные внутренние регламенты с кучей ненужных действий снижают общую производительность труда и эффективность компании в целом;
К сожалению этим "менталитетом" больны не только исполнительные кадры, но и руководители различных рангов, включая и собственников.

- Устоявшаяся в России работодательская мода экономии на заработных платах, снижая таким образом издержки, обман работников на зарплатные обещания и практика "пересмотра правил игры" сделала ещё одну немаловажную запись в реестре менталитета - это скрытое недоверие к работе и понижение самоответственности и понижение рабочего энтузиазма. Ибо по-настоящему эффективный работник относится к бизнесу своего работодателя как к своему собственному. И мысль "что всё равно обманут и не доплатят" на подсознательном уровне не даёт стать по-настоящему эффективным и результативным.

Мне бы хотелось, что половина малого русского бизнеса превосходно работала по этой модели, но по моим наблюдениям, пока это реализовано только в бизнесе по-армянски.
Психология жизни
Оценка эффективности и риска деятельности предприятий обрабатывающей промышленности 
Как известно одним из опережающих индикаторов состояния экономики развитых стран выступает “здоровье” обрабатывающей промышленности. C одной стороны, термин “здоровье” следует понимать как достаточный уровень эффективности (рентабельности) предприятий. С другой стороны, важной составляющей финансово-экономического состояния предприятия является уровень риска. Одним из рисков предприятия, от действия которого инвесторы несут значительные убытки, является риск неплатежеспособности и банкротства (далее, риск). Инвестиционная привлекательность как отдельного предприятия, так и группы предприятий (отраслей, видов экономической деятельности и т.д.), обязательно должна учитывать показатели эффективности, риска, а также соотношение эффективности и риска, причем не только в ретроспективе, но и в перспективе.