Что такое маржа? Маржинальная наценка

Всё чаще и чаще руководители различных рангов, экономисты, начинающие предприниматели начинают оперировать словом «маржа», подразумевая под ним рентабельность, прибыль, торговую наценку и даже выручку (объём реализации).
Давай те разберёмся, что такое маржа. А также чем удобны и где применяются маржинальные методы оценки экономических показателей.
Маржа это разница между прямыми (условно-переменными) затратами на единицу продукции и её отпускной ценой. Под понятием «прямые затраты» мы подразумеваем затраты, удельный вес которых постоянен в отпускной цене вне зависимости от объёма производства и реализации. К примеру, если отпускная цена единицы продукции 100 руб./шт. и прямые затраты составляют из них 60 рублей, то маржа будет составлять 40 руб.,  причём без разницы сколько единиц продукции будет выпущено и реализовано (1 штука или 1000 штук). Чего нельзя сказать о рентабельности, которая в той или иной зависимости будет меняться от объёма

маржинальная наценка в стоимости продукта
соотношение затратных частей в стоимости продукта - материалы - маржинальная наценка - прибыль - накладные расходы
маржинальная наценка в стоимости продукта

Говорить о марже и применять маржинальные методы экономических оценок можно далеко не везде, удобнее всего это применяется в торговле и в производстве (преимущественно материалоёмком).
В примере с торговлей маржа - это разница между закупочной и отпускной ценой на товар.
В примере с материалоёмким производством – маржа это разница между отпускной ценой на единицу выпущенной продукции и затраченным сырьём, исходя из его нормы расхода.

Недостатками маржинальных методом является то,  что они не учитывают всех факторов ценообразования и формирования полной себестоимости и могут применяться преимущественно в малом бизнесе с однотипными бизнес-процессами, и лишь только как одна из экономических оценок в среднем и крупном бизнесе.

Преимуществом маржинальных методов – является относительная простота применения. Также к преимуществам маржинальных методов можно отнести ещё и то, что маржа для каждого сектора бизнеса и конкретного ценового сегмента является рыночным значением, чего нельзя сказать о рентабельности.

Многие экономисты при подсчёте себестоимости выпускаемой продукции к прямым затратам, помимо израсходованного сырья, относят ещё и заработную плату основных рабочих.
В  торговых предприятиях к прямым затратам, помимо закупочной цены на товар, приписывают ещё и премиальное вознаграждение продавцов. И маржу высчитывают исходя из прямых затрат с учётом заработной платы. Причём на этот счёт существуют множество мнений, которые подтвердить или опровергнуть можно только детальным исследованием конкретного экономического объекта.

маржинальная наценка в стоимости продукта
соотношение затратных частей в стоимости продукта - материалы - маржа - прибыль - накладные расходы - заработная плата
маржинальная наценка в стоимости продукта

На основании анализа, можно сделать вывод, что маржа – это комплекс, состоящий из прибыли и накладных расходов, а соотношение этих компонентов в комплексе зависит от объёмов продаж и прочих факторов экономии. 

Работа и карьера
Стратегические продажи 

Основное отличие стратегической продажи от обычной – это цель продажи. Цель стратегической продажи привязана к стратегическим целям компании. Изначально на определённом этапе развития организация выбирает цель, после чего определяются промежуточные шаги для достижения этой главной цели, и стратегическая продажа является именно шагом для достижения цели.
Следует отметить, что экономические показатели стратегической продажи занимают второстепенную роль, дабы цель в данном случае становиться важнее, чем экономическая целесообразность. Стратегическая продажа по показателям экономической эффективности может уступать продажам большинству клиентов, а может быть даже убыточной, либо рентабельность стратегической продажи перекрывается дополнительными затратами, связанными именно с этой сделкой. Но компания принимает стратегическую продажу для извлечения выгоды в дальнейшем.


 
 
 
Начинашки для предпринимашки
Работать на себя или на дядю? Или мифы о наёмной работе