Тенденции рынка труда

Тенденция 1. Несоответствие спроса и предложения: рабочих на рынке много, но не тех

По данным Росстата, уровень безработицы в сентябре 2015 года составил 5,2%, в октябре – 5,5%. К этим цифрам можно добавить 3% – это те, кто не зарегистрирован в центрах занятости. Через такие центры ищут работу только 29,3% нетрудоустроенных, а 68,6% обращаются за помощью к друзьям и родственникам.

Бизнесу не хватает рабочих и инженеров (около 60% открытых вакансий). Кандидаты, откликающиеся на вакансии, не обладают нужным опытом и знаниями. С другой стороны, рынок перенасыщен экономистами, юристами и специалистами других гуманитарных профессий.

Несоответствие спроса и предложения на рынке труда я связываю с автоматизацией процессов. Например, компания «Яндекс» в конце октября 2015 года рассказала об открытии информационного агентства, в котором новости будут писать не журналисты, а программа по специальным алгоритмам.

Что предпринять. Во­первых, внедрять методы удаленной работы. Это позволит искать сотрудников не только в Вашем городе, но и по всей стране и за рубежом. Так, два года назад мы внедрили CRM­систему, позволяющую работать с ней из любой точки мира.

Во­вторых, использовать аутсорсинг. Например, если часть полученного от клиента проекта для нас непрофильная, мы отдаем эту работу партнерам, самостоятельно выполняя только то, на чем специализируемся.

В­третьих, создавать условия, которые способны привлечь наиболее трудолюбивых и заинтересованных в своей профессии людей. Например, мы проводим обучающие вебинары. Рассказываем об инструментах поиска, особенностях привлечения и управления сотрудниками разных должностей. Спикерами выступают не только наши сотрудники, но и сторонние эксперты. Предпочитающие работу «от звонка до звонка» не станут тратить время на обучение, поэтому аудитория слушателей вебинаров – потенциально качественные кандидаты.

Тенденция 2. Рост популярности рабочих специальностей

В 2013 году фонд «ФОМнибус» опросил 1,5 тыс. молодых людей. Самой необходимой для страны специальностью они считают рабочих (28%). Для сравнения: на втором месте – врачи (21%). При этом сами хотят стать рабочими всего 2% респондентов. Эта специальность занимает 15­е место из 27 в рейтинге желанных профессий (ниже продавцов, военных и парикмахеров).

В 2015 году портал Superjob опросил 1,6 тыс. человек. 45% работающих готовы осваивать новую профессию с нуля (в 2012 году к этому были готовы 38%, а в 2009­м – 35%). Рабочие специальности как новая профессия заняли седьмую строку из сорока.

В 2015 году Правительство РФ утвердило план действий по популяризации рабочих профессий. Крупные производственные предприятия давно этим занимаются: открывают учебные центры, сотрудничают с вузами. Сложнее обстоит дело в малых и средних компаниях.

Что предпринять малому и среднему бизнесу. Небольшим фирмам стоит использовать помещения предприятий в качестве учебных классов по выходным и в вечернее время, а к преподаванию привлекать своих же сотрудников. Например, может оказаться полезным опыт IT­компании «СКБ Контур», которая открыла школу выходного дня и обучает группу из 25 студентов. Лекции и практические занятия ведут сотрудники. За каждым студентом закреплен наставник. Мотивация для наставника – знакомство со студентами, которых можно пригласить затем на работу. Участие добровольное и дополнительно не оплачивается.

Есть и другие инструменты: стажировки, экскурсии, дни открытых дверей. Не обязательно делать акцент лишь на студентах. Стоит присмотреться к людям старше 50 лет, готовым переобучаться. Найти их можно, сотрудничая с биржами труда, курсами повышения квалификации и ярмарками вакансий.

Тенденция 3. Учиться работать с теми, кто есть

Каждый второй предприниматель России считает, что главное препятствие для развития бизнеса – недостаток квалифицированного персонала. Результаты опроса кадрового агентства Kelly Services и портала JOB.ru показали: инвестиции в персонал – один из трех важнейших факторов при выборе нового работодателя (его отметили 12% кандидатов из 3 тыс. опрошенных по всей России в 2015 году). В то же время, по данным агентства «Юнити», в 95% вакансий нет информации о возможностях карьерного и профессионального роста. Такие вакансии профессионалам не интересны.

Что предпринять. Идеальных кандидатов не существует, надо развивать таланты имеющегося персонала. Возьмите на вооружение советскую практику формирования кадрового резерва. Например, вот что делает компания «Эконика».

1. Информирует сотрудников о карьерных возможностях (специальный раздел на корпоративном портале, информационные плакаты в каждом магазине и офисе, рассказ о резерве в буклете для новичка).

2. Предоставляет сотрудникам возможность проявлять инициативу и самим подавать заявления о вступлении в кадровый резерв.

3. Работает с каждым резервистом индивидуально: составляет личный план развития, прикрепляет наставника, формирует список литературы и обучающих курсов

4. Поддерживает в актуальном состоянии базу данных о резервистах. Когда появляется вакансия, такая база позволяет в тот же день выбрать и пригласить на собеседование наиболее подходящих сотрудников. 5. Не позволяет руководителям повышать подчиненных в должности в обход сотрудников из кадрового резерва.

Тенденция 4. Возраст сотрудников и соискателей будет увеличиваться

Пять лет назад средний возраст работающих составлял 32 года, а сейчас – 38 лет. Минтруд разработал и внес в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста до 65 лет для такой категории работников, как госслужащие.

Люди старшего возраста опытны и многое умеют. Так, в типографии «Магистраль» сотрудники со стажем великолепно проявляют себя в должности менеджера по продажам. Лучшему продавцу типографии 52 года. Обычно клиенты охотнее прислушиваются именно к людям в возрасте, полагаясь на их опыт. При этом у сотрудников предпенсионного возраста есть и свои недостатки. Например, могут возникнуть проблемы с адаптацией к новой корпоративной культуре. Такие люди больше доверяют собственному мнению, нежели чужому.

Что предпринять. При приеме на работу возрастных сотрудников оговаривайте с ними все до мелочей. Например, тот самый лучший 52­летний продавец обсудила не только условия оплаты, но и организацию рабочего места: стол у окна, много света для цветов, мягкий стул и т. д. Она предупредила, сколько времени обычно проводит в офисе, а сколько – на встречах с клиентами. Оговоренные условия в дальнейшем лучше не менять. Даже простая просьба передвинуть стол может вызвать у взрослого сотрудника стресс.

Тенденция 5. Рост числа сотрудников, работающих из дома

Количество людей, работающих удаленно, в последние годы растет по всему миру – на 24% ежегодно. Работодатель, который предоставляет сотрудникам такую возможность, получает четыре преимущества:

  • привлекает наиболее квалифицированных специалистов, а не тех, кто живет ближе?
  • экономит на аренде и оборудовании?
  • объективно оценивает работу подчиненных – по качеству и объему?
  • повышает лояльность персонала.

По данным американской рекрутинговой компании FlexJobs, опросившей 2,6 тыс. человек, 50% сотрудников лучше всего справляются с работой дома, 14% – в офисе в нерабочее время, когда коллеги расходятся по домам и в помещении тихо, 12% – в кафе или библиотеках. При работе в офисе по обычному графику сотрудников раздражают коллеги и некомфортная обстановка.

Согласно данным компании Antal Russia, опросившей более 5 тыс. человек в 2015 году, организации стали чаще включать в компенсационный пакет гибкий график работы. В 2014 году он был у 24% работодателей, а в 2015­м – у 37%. Возможность работать по гибкому графику считают важным 65% сотрудников.

Что предпринять. Стоит задуматься о внедрении информационных систем, позволяющих отследить и контролировать удаленную работу. Для компаний малого и среднего бизнеса подойдут облачные решения. Когда сотрудник работает дома, основная проблема – тысяча отвлекающих факторов. Поэтому директор компании «Шокобокс» установил для продавцов, работающих дома, минимальный план: 40 исходящих звонков и 15 отправленных коммерческих предложений в день. О работе сотрудники отчитываются в CRM­системе: создают карточку клиента и вносят в нее всю информацию, включая дату и время звонка (разговоры записываются) или отправки коммерческого предложения.

Продавцы получают фиксированный оклад – 5 тыс. руб. в неделю при условии выполнения плана по звонкам и отправке коммерческих предложений. Если дневной план не выполняется, этот день не оплачивается.

Компаний, которые используют при оценке качества работы сотрудников показатели эффективности (KPI), в 2015 году по сравнению с 2011­м стало больше в два раза: 65,8% (данные исследования ГК «Институт тренинга – АРБ Про», проведенного в 2015 году среди 162 организаций).

Другие тенденции

1. Основные меры экономии, предпринятые компаниями в 2015 году: отказ от индексаций зарплат (28%), отказ от корпоративов (17%), заморозка премий и бонусов (14%), сокращение зарплат (13%).

2. Люди быстрее находят новую работу. В 2014 году 32% искали нового работодателя меньше одного месяца. В 2015 году таких соискателей стало 36%. Больше стало и тех (3% в 2015 году против 1% в 2014­м), кого переманили на новое место, хотя они не планировали менять работу. Более 70% соискателей находят новую работу меньше чем за три месяца.

3. Чаще других ищут работу представители строительной и транспортно­логистической сферы. Чаще других не планируют менять работу сотрудники, занятые в сельском хозяйстве и отраслях, связанных с природными ресурсами.

4. Чем многочисленнее компания, тем чаще сокращается штат. В 2015 году о сокращениях объявили 27% предприятий со штатом 100–500 человек, 32% компаний со штатом 500–1000 и 37% организаций, персонал которых превышает 1000 работников. Среди компаний малого бизнеса (до 100 сотрудников) о сокращениях объявили 22%.

5. При выборе кандидатов компаниям придется соблюдать требования профстандартов, закрепленных на законодательном уровне. Например, уже действует стандарт для главбуха акционерного общества (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402­ФЗ). В будущем список должностей расширится. Данные компаний Antal Russia, Kelly Services, портала JOB.ru, а также газеты «Учет.Налоги.Право»


Автор материала: Юлия Сахарова, Генеральный Директор и владелец компании «Империя кадров»
Начинашки для предпринимашки
Работать на себя или на дядю? Или мифы о наёмной работе 
 
 
Начинашки для предпринимашки
Региональный представитель отдалённой организации 

Один из способов начать собственный бизнес – это стать дилером какой-либо отдалённой организации. Работа регионального представителя заключается в представлении интересов (чаще всего продажа товаров и услуг) отдалённой организации на вверенной территории. Множество молодых предприимчивых людей по всей России бороздят интернет в поисках именно этих отдалённых компаний, которым требуются представители. Этому свидетельствует высокая частота поисковых запросов: требуется дилер (1209 запросов), требуется региональный дилер (36 запросов), ищем дилеров (10152 запросов), ищем представителей (8595 запросов), ищем региональных представителей (1302 запросов), требуется региональный представитель (594 запросов) и т.д. – данные взяты из службы yandex direct по итогам февраль 2012.

Начинающих коммерсантов (активных людей располагающих только лишь желанием и инициативностью, нежели серьёзными денежными средствами и прочими активами) привлекает такой способ построить бизнес