Директор по развитию. Или кто такой директор по развитию?

Директор по развитию – высокопоставленный управленец или красивозвучащая должность с рядовым содержимым?  Использование данного должностного названия вошло в моду в начале сего века и в настоящее время часто фигурирует в объявлениях о работе. Пройдя по павильонам какой-либо специализированной выставки (особенно в секторе товаров народного потребления) и набрав кучу буклетов и контактных материалов,  окажется, что примерно около 10%  собранных визиток содержит должностное название – директор по развитию.

За что отвечает директор по развитию?  - Ответ: Однозначно, за развитие!!!
Остаётся только разобраться в том, что такое развитие?
А развитие бывает тактическое и стратегическое.

Директор по тактическому развитию (варианты работы и обязанностей)

Тактическое развитие подразумевает узкое определение данного понятие и предполагает решение локальных тактических задач, выделенных руководством компании как приоритетных и особо важных.
К примерам тактического развития и работы директора по нему можно отнести:

Поиск новых клиентов и каналов сбыта (или директор по развитию как высокоуполномоченный продавец).
В данном примере директором по развитию может называться менеджер по продажам, отвечающий за проработку новых сбытовых каналов, либо начальник над таковым/таковыми.
Во многих компаниях функции отдела сбыта и отдела продаж разграничены.  Если отдел сбыта занимается работой с существующей клиентурой, сопровождением поставок и документооборота, то отдел продаж работает исключительно на перспективу в роли ищейки новых покупателей. Совершенно логично такой отдел продаж называть отделом развития, а его начальника, соответственно, директором по развитию.
Также в этом примере директор по развитию может возглавлять процесс выхода на новые рынке, либо выход на внешние рынки.

Открытие новых торговых точек (характерно для сетевых торговых организаций).
Этот пример очень напоминает предыдущий, только ориентирован на нахождении новых клиентов в лице розничных конечных потребителей. Если сеть небольшая, то на директора по развитию возлагается функция подбора помещений, соответствующих выработанным критериям местоположения и планировки, обстановкой торговым оборудованием, оформлением и согласованием необходимых документов.

Если торговая сеть крупная и тактической первостепенной задачей является расширение за счёт районных центров и соседних регионов, то на директора по развитию возлагаются функции кадрового подбора менеджеров по развитию на вверенных территориях, разработка минимальных и максимальных требований к торговым помещениям, расчёт финансирования и окупаемости новоиспечённых торговых точек, «вписывание» новой точки в транспортный маршрут, контроль работы своих подчинённых и оказание им всевозможной поддержки.

Развитие и поиск более выгодных и эффективных каналов закупок (или директор по развитию как высокоуполномоченный закупщик)
В этом примере директором по развитию может называться лицо, которого справедливо назвать снабженцем, или ведущим снабженцем.
Снабжение как и продажи в организациях с большим входным ассортиментом и большим количеством входных контрагентов (поставщиков) дифференцируется на людей ведущих работу с поставщиками (заказы, контроль исполнения заказов, контроль приёмки товара, ведение документооборота с входными контрагентами) и людей нанятых находить новых поставщиков, (руководствуясь критериями оптимального соотношения цена/качество, сроками поставок, кредитными условиями и т.д) вести торги с поставщиками. И именно такой исполнитель может называться директором по развитию.

Развитие новых более эффективных каналов импорта.
Характерно как для торговых, так и для производственных предприятий. В данном случае на директора по развитию возлагается обязанность поиска новых товаров за рубежом, проведение переговоров с зарубежными поставщиками на предмет предоставления наиболее выгодных условий, а также разработка и внедрение более эффективных схем доставки и растаможивания.

Например, производственное предприятие использует импортное сырьё, закупаемое у посреднической брокерской фирмы, в этом случае уполномоченный директор по развитию разрабатывает пути прямого импорта сырья с целью снижения себестоимости и исключения из неё наценок посредника.

Например, торговая фирма, ведёт оптовую торговлю широкого ассортимента товаров отечественных производителей. Руководство данной компании может принять решение о найме директора по развитию и возложению на него обязанностей разработки и внедрению схем ввоза более дешёвых, более качественных и более востребованных товаров из заграницы.

Разработка новых видов закупаемой и/или производимой продукции (или директор по развитию как высокоуполноморченный маркетолог-технолог). 
Характерно как для торговых, так и для производственных фирм. Директор по развитию в данном случае отвечает за развитие ассортимента продаваемых товаров и/или услуг, что должно повлечь за собой увеличение объёма выручки, прибыли, а также получения более устойчивых рыночных позиций вплоть до занятия новых ниш.

Особым примером данного пункта является работа директора по развитию направления «PRIVATE LABEL» активно используемого крупными розничными торговыми сетями.

Развитие как рационализация общих хозяйственных направлений (директор по развитию как высокоуполномоченный рационализатор с обязаннстями коммерческого, финансового и директора по общим вопросам)
В этом случае директор по развитию выступает в роли аналитика – рационализатора. Под рационализацией общих хозяйственных направлений можно понимать следующие:

Например, директор по развитию разрабатывает и внедряет более оптимальные производственные процессы с выключением из производственной цепи лишних и неэффективных операций и снижением трудоёмкости в основных технологических процессов. Ярким подтверждающим примером данного пункта является внедрение систем «бережливого производства»

Например, директор по развитию разрабатывает и внедряет более эффективные методы касаемые  транспортной логистики (разработка маршрутных карт, выбор более выгодных транспортных компаний, составление и согласование с клиентами более удобных графиков поставок)

Например, директор по развитию принимает меры по оптимизации финансовых издержек предприятия, внедряя более эффективные системы оплаты труда, внедрение мотивационных систем для персонала и т.д.

Согласитесь что директора по развитию, из большинства приведённых примеров, можно было бы назвать более приземлённым названием без слова «директор» - специалист по рационализации, специалист по импорту, специалист по развитию торговой сети. Но принципы «Как вы яхту назовёте так…» и «не хочу быть постовым на шлагбауме, а хочу быть директором шлагбаума» и породили новое модное должностное название – «директор по развитию»

Директор по стратегическому развитию.

Стратегическое развитие представляет из себя комплекс регулярно применяемых мер направленных на улучшение и увеличение всех оценочных показателей деятельности предприятия. Ибо в настоящее время у каждой коммерческой фирмы есть только два перспективных пути: развитие или закрытие. Отставание в развитии в сравнении с конкурентами также в перспективе перерастёт в закрытие.
Руководители предприятий, осознающие это,  – заводят в своём штате ответственную штатную единицу – директора по развитию. В данном случае директор по развитию это уже не высокоуполномоченный специалист по локальным вопросам, а лицо входящее в высший руководящий состав предприятия.
Директор по развитию (стратегическому) имеет полный доступ ко всей информации о деятельности фирмы, разносторонне оценивает работу предприятия, выявляет положительные и отрицательные тенденции, и предпринимает меры для сведения на нет отрицательных и максимального стимулирования положительных.

Также стратегическое развитие характеризует ещё и то, что оно ставит на кон значительные денежные суммы и инвестиции. Ведь к стратегическому развитию можно отнести строительство новых производственных корпусов, либо запуск новых производственных направлений, в этом случае все расчёты и ответственность за них на предмет рисков, целесообразности и будущей окупаемости попадает под юрисдикцию директора по развитию.

Начинашки для предпринимашки
Региональный представитель отдалённой организации 

Один из способов начать собственный бизнес – это стать дилером какой-либо отдалённой организации. Работа регионального представителя заключается в представлении интересов (чаще всего продажа товаров и услуг) отдалённой организации на вверенной территории. Множество молодых предприимчивых людей по всей России бороздят интернет в поисках именно этих отдалённых компаний, которым требуются представители. Этому свидетельствует высокая частота поисковых запросов: требуется дилер (1209 запросов), требуется региональный дилер (36 запросов), ищем дилеров (10152 запросов), ищем представителей (8595 запросов), ищем региональных представителей (1302 запросов), требуется региональный представитель (594 запросов) и т.д. – данные взяты из службы yandex direct по итогам февраль 2012.

Начинающих коммерсантов (активных людей располагающих только лишь желанием и инициативностью, нежели серьёзными денежными средствами и прочими активами) привлекает такой способ построить бизнес

 
 
 
Начинашки для предпринимашки
Стратегические продажи 

Основное отличие стратегической продажи от обычной – это цель продажи. Цель стратегической продажи привязана к стратегическим целям компании. Изначально на определённом этапе развития организация выбирает цель, после чего определяются промежуточные шаги для достижения этой главной цели, и стратегическая продажа является именно шагом для достижения цели.
Следует отметить, что экономические показатели стратегической продажи занимают второстепенную роль, дабы цель в данном случае становиться важнее, чем экономическая целесообразность. Стратегическая продажа по показателям экономической эффективности может уступать продажам большинству клиентов, а может быть даже убыточной, либо рентабельность стратегической продажи перекрывается дополнительными затратами, связанными именно с этой сделкой. Но компания принимает стратегическую продажу для извлечения выгоды в дальнейшем.


 
 
 
Работа и карьера
Работать на себя или на дядю? Или мифы о наёмной работе