Стрессовое интервью

Возможно, многим знакома подобная такая ситуации, а если и незнакома, то хорошо представьте себе её: Вы находитесь в поиске работы, штудируете объявления с вакансиями, наконец, нашли привлекательную вакансию. Созвонились с потенциальным работодателем, договорились о собеседовании. Наконец, настаёт день «Х», вы предварительно сделали причёску (стрижку), оделись в нарядный костюм, хорошенько собрались мыслями и с полной уверенностью следуете на собеседовании. При этом Вы уверены, что потенциальный работодатель с таким же энтузиазмом ждёт Вас для проведения диалога и взаимного договора о трудовом сотрудничестве. (и это абсолютно правильное предчувствие). Но придя в назначенное время на собеседование, Ваши ожидания не оправдываются:

Техники проведения стрессового интервью.

Подождите за дверью

- Вас совершенно неприветливым тоном просят подождать за дверью
- Могут дать заполнить анкету во время ожидания за порогом кабинета, при условии, что для её заполнения нет даже стола и стула. Заполнять анкету приходится на корточках.
- В случае с вашей стороны каких-либо возражений, вопросов или просьб следует ответ: «у нас руководитель в данный момент не может Вас принять, подождите немного». Либо на элементарную просьбу о шариковой ручке ответ – «Как так вы на собеседование идёте даже без шариковой ручки!!!»

Негостеприимный работодатель

Вас уже начинает смущать такое «гостеприимство», и главный сюжет начинает развиваться при самом собеседовании:
- Насупившийся с крайне недовольным видом интервьюер садится напротив и монотонным голосом начинает задавать вопросы, начиная от самых банальных, типа, - «расскажите о себе!», до напряженных «Почему вы уволились с предыдущего места работы???», «Почему Вы так часто меняете работы?», «Почему Вы решили, что Вы будете полезны нашей компании???» и т.д.

Всё это - признаки стрессового интервью.

Каверзные вопросики на стрессовом интерьвью

Каверзность вопросов усиливается и к ним могут добавляться: «Кто с предыдущего места может Вас порекомендовать???» или «Можно ли, при вас, прямо сейчас, позвонить вашему прежнему работодателю за рекомендацией???». Как будто представитель работодателя во время собеседования старается «вывести Вас на чистую воду» и уличить в обмане. При Ваших попытках достойно отвечать на поставленные вопросы, оппонент цепляется за слова и задаёт по ним ещё более каверзные вопросы. Очень часто бывает, что стрессовое интервью отягощает некомфортная обстановка проведения собеседования – собеседование может проводится при других сотрудниках, что может создать впечатление публичного самоутверждения вашего «собеседователя» перед остальным штатом, разумеется за счёт Вас.

Вопросы о личном и об интимном.

Кандидату на стрессовом интервью могут быть заданы вопросы, вопросы выходящие из разряда профессиональной темы, причём такие, на которые отвечать неловко (некраснея), да и спрашивать о таком считается не совсем прилично. Например, после вежливых расспросов о семье, образовании и прочих житейских дел, «собеседователь» начинает спрашивать: «Вам 30 лет, а Вы ещё замужем не были», «Почему Вы неженаты? Девки не клюют??? ДА???», «Почему Вам в 30 лет ещё женаты не были??? Вы гей???», «Вы худеть не пробовали???», «Вы в постели тоже так мямлите» и т.д.

Агрессивное шоковое воздействие

Не редко, на сайтах о работе описывается такой признак стрессового интервью как выплёскивание в лицо кандидату стакана воды и/или явные оскорбления кандидата нецензурными выражениями. На практике это применяется редко, в основном на кандидата «давят» вопросами и переливами в интонации.

Поясни своё резюме! Отвечай на вопрос!

В буквальном смысле этого слова данная тактика применяется при проведении собеседования со специалистами и кандидатами на руководящие позиции, у которых резюме изобилируют чрезмерно «умными» выражениями, типа: «На прошлом месте работы занимался стратегическим планированием деятельности производственного департамента», «Мои основные обязанности на прошлом месте работы начальником участка – это анализирование, бюджетирование, планирование» и т.д.
Попросить обосновать какой-либо труднопонятный пункт резюме совсем не есть признак стрессового интервью. Но уж если с «заумным резюме» угораздило попасть именно на стрессовое собеседование, то вопросы об обосновании «заумных» пунктов могут звучать в жёсткой форме. Например, известен случай, что во время проведения собеседования с кандидатом на должность начальника отдела продаж, директор небольшого предприятия лёгкой промышленности (сам из бывших братков эпохи 90-х) прицепился к ряду пунктов в резюме, не получив по ним чёткого обоснования, перешёл с кандидатом на откровенный «базар», типа – «Ты хоть отвечаешь за свои слова??? Ты чё меня за лоха тут держишь??? Ты кого тут развести хочешь???» и т.д.

Нелогичность вопросов с сохранением их каверзности

Этот приём очень любят рекрутеры и прочие «собеседователи». Кандидату задаются вперемешку вопросы на разные темы, например: «Расскажите о себе.» - далее - «Почему Вы пришли именно к нам?» - далее - «Входило ли на прежнем месте работы в Ваши обязанности бюджетирование брэндов?» - далее – «Почему в разговоре так часто употребляете слова-паразиты? У вас какой-то не деловой разговор» - далее- «Кто может порекомендовать вас???» - далее- «Как вы думаете когда Греция выйдет из кризиса???» и т.д.
Данный приём сбивает кандидата с шаблонных вариантов ответов и и вынуждает много раз за собеседование мобилизовать свои мысли» Считается, что настоящему профессионалу всегда есть, что сказать, несмотря на нелогичность вопросов, а «мастера прохожде6ния собеседований» очень хорошо проявляются на этом.

«Плохой и хороший полицейский», точнее «хороший» рекрутер и «плохой» руководитель»

Такой инструмент применяется для психологического воздействии на оппонента не только при проведении собеседований, но и в ходе переговоров о бизнес-сотрудничестве, когда представитель казалось бы договорился о ценовых и прочих условиях с «хорошим» снабженцем и вдруг заходит «плохой» коммерческий директор и требует скидку.
На собеседованиях такой приём часто практикуется. Представьте себе, что Ваша беседа началась совершенно в нестрессовой форме с кадровиком компании, которая вас внимательно слушает, кивает вам головой. Вы даже успели подумать, что симпатичны работодателю, но «хороший» кадровик делает паузу, либо удаляется на минуту, и через некоторое время к ней присоединяется уже совсем «не хороший» руководитель, который при вас начинает активно вглядываться в резюме, и применять все остальные «фишки» стрессового интервью, включая и грубую формы вопросов и настойчивые просьбы прокомментировать пункты резюме и т.д.
70% опрошенных «жертв стрессового интервью», прошедших через приём «доброго» и злого «полицейского» с уверенностью заявляют, что целью того самого «плохого» руководителя был самый откровенный выпендрёж перед молоденькой кадровичкой, «Типа, во как я могу!!! Типа, во я какой жёсткий!!!»

Любое собеседование стрессовое само по себе.

Многие приписывают к деталям стрессового интервью избыточное количество вопросов относительно профессиональной составляющей, буквально экзаменуя кандидата на проф.пригодность.
Помимо этого многие относят к элементам стрессового интервью задачу кандидату нестандартных и абсурдных вопросов, подразумевающих либо ответ: «никак» либо совершенно фантастические и нестандартные ответы.
Ни то и не другое к стрессовых методам отнести нельзя. Это нормальная работа со стороны «собеседователя», нацеленная на проверку профессиональных качеств и быстроту-остроту мышления. По крайней мере, подобные механизмы проведения интервью более обоснованные, чем копание в «грязном белье» соискателя и самоутверждение за его счёт. А небольшая доля стрессовости есть даже в походе в магазин.

Потенциальные жертвы стрессового интервью.

Попасть на стрессовое интервью больше всего рискуют те кандидаты, чья работа будет постоянно сопряжена со стрессом, а именно: Это руководители различного ранга, специалисты, непосредственно отвечающие за результативность своей работы (чтобы были готовы к стрессам на квре начальника), менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по работе с претензиям, и, конечно же, - менеджеры по продажам.

Стрессовое интервью мнения «за и против»

Основной целью проведения стрессового интервью – это проверка кандидата и его коммуникативных навыков в нестандартной ситуации. Если кандидат на вакантную должность может чётко рассказывать о себе и рассуждать в располагающей к этому обстановке, то как он это сделает в нестандартной ситуации, когда обстановка совсем не располагает к дружескому и спокойному общению, а сохранять выдержку и продолжать диалог просто необходимо. Также на рынке труда среди соискателей присутствует достаточное количество «мастеров прохождения собеседований», но, к сожалению, умеющих продавать только себя, а после прохождения интервью их работа в компании оказывается недолгой, а трудовые усилия лишены всякой результативности. Стрессовое интервью ломает шаблон общения подобных соискателей и выводит их «на чистую воду»

Мнения по поводу стрессовых методов проведения интервью очень разняца в среде HR разделяются на два противоположных лагеря.

стрессовое интервью «ЗА!!!»

  • только под воздействием искусственно созданного стресса кандидат может по-настоящему раскрыться и продемонстрировать своё умение преодолевать стрессовые ситуации созданные рабочими моментами.
  • Стрессовое интервью позволяет выявить лукавства кандидата и свести к минимуму риски связанные с принятием решения в отношении оного.
  • Стрессовое интервью позволяет раскрыть психотип кандидата и помочь рекрутеру определить «впишется ли кандидат в коллектив или нет?». Ведь в идеале коллективу цыплят не нужен удав, ровно как и коллективу удавов цыпленок

Стрессовое интервью «против!!!»

  • Описанные пользы от стрессового интервью могут быть извлечены только в случае методичного и идеально правильного его проведения, на что способны только малый процент рекрутеров. Проведение стрессового интервью с поправкой на «российский менталитет» переходит границы разумности и зачастую превращается в откровенное хамство, что бесповоротно отталкивает от предприятия стоящих специалистов и очерняет его репутацию.
  • К сожалению, слишком много рекрутеров и руководителей, практикующих методы стрессового интервью ставят перед собой цель не столько проверить в «боевом учении» способности кандидата, а сколько самоутвердиться за его счёт, что также бесповоротно отталкивает стоящих специалистов и чернит репутацию предприятия.
  • Все предварительные оценки кандидата (будь то многоэтапные собеседования тестирования и др.) не являются гарантией успешного трудового сотрудничества сторон в дальнейшем. Самым объективной оценкой пригодности кандидата является испытательный срок и первые результаты работы.
  • Только в комфортной обстановке и в доверительной беседе кандидат может по-настоящему раскрыться. А для выявления недобросовестных и лукавых кандидатов совсем необязательно искусственно «накалять атмосферу», а вполне эффективно воспользоваться «мирными» методами.

Как вести себя на стрессовом интервью.

Для того чтобы выдержать и пройти стрессовое интервью, по крайней мере без потери собственного достоинства, нужно руководствоваться следующим:

  • Ни в коем случае не принимайте стрессовое интервью близко к сердцу и относитесь к нему исключительно как игре, ведь за вами остаётся право в любой момент покинуть игровое поле, т.е. встать и уйти.
  • Знайте, что со «стрессовым интервьюером» вам детей не крестить и вы ничем не обязаны отчитываться перед ним и отвечать на оскорбительные и неприятные вопросы.
  • Старайтесь вести себя максимально сдержано и не поддаваться на провокации, берите пример с кандидатов перед президентскими выборами.
  • Помните, что рекрутер это такой же человек как и вы ничем не выше и не лучше вас, поэтому не бойтесь отшучиваться от неприятных вопросов. Помните на каверзный вопрос должен быть каверзный ответ.
  • Контролируйте своё эмоциональное состояние, не позволяйте вашему голосу становиться жалобным, а поведению выдавать испуг или робость. Вообразите себя сверхчеловеком и/или агентом ЦРУ(шутка, конечно).
  • Не пишите в резюме и не говорите на собеседовании то, за что не сможете ответить, если Вы говорите о себе и о своих профессиональных качествах и успехах правду, в которую сами верите, то улечить и заподозрить вас в лукавстве будет очень сложно.
  • Старайтесь сами проявлять инициативу и задавать как можно больше вопросов (разумеется по существу) и не бойтесь цепляться к словам рекрутера с просьбой прокомментировать. Это позволит Вам перейти в вышестоящую плоскость и завладеть ситуацией.
  • В крайнем случае можно использовать запрещенный приём против рекрутера – высказать ему о его тактике проведения стрессового интервью и попросить играть без «раздутого стресса» и по-существу. Например, можно сказать так: «Уважаемая Татьяна Викторовна, (предположим, так зовут рекрутера) я понимаю, что у Вас такая работа, в которой я слишком откровенно узнаю методику проведения стрессового интервью, думаю, что вы не будете этого отрицать. Но давайте обойдёмся без этого, и вы лучше прямо меня спросите о том, что Вас во мне настораживает и интересует?»

!Также помните, что если проводимое стрессовое интервью является сигналом того, что претендуемая вами работа будет полна стрессов и прочих нервозностей, то может быть и не стоит спешить устраиваться на неё. Ибо все болезни от нервов, а работа нам нужна главным образом для зарабатывания денег на жизнь и существования. И если Вы не устраиваетесь ТОП-менеджером, то ежедневный уровень стресса на работе не должен превышать стресс от покупки лотерейного билета, похода в спортивный зал и/или романтической встречи. Следуя китайской народной мудрости – если работа вам не доставляет радости, то она Вас недостойна.

Менеджмент
Стратегические продажи 

Основное отличие стратегической продажи от обычной – это цель продажи. Цель стратегической продажи привязана к стратегическим целям компании. Изначально на определённом этапе развития организация выбирает цель, после чего определяются промежуточные шаги для достижения этой главной цели, и стратегическая продажа является именно шагом для достижения цели.
Следует отметить, что экономические показатели стратегической продажи занимают второстепенную роль, дабы цель в данном случае становиться важнее, чем экономическая целесообразность. Стратегическая продажа по показателям экономической эффективности может уступать продажам большинству клиентов, а может быть даже убыточной, либо рентабельность стратегической продажи перекрывается дополнительными затратами, связанными именно с этой сделкой. Но компания принимает стратегическую продажу для извлечения выгоды в дальнейшем.